понедельник, 28 октября 2013 г.

Самое лучшее доказательство неизбежности коммунизма

29 декабря, 2010
Я много раз слышал, будто коммунизм утопичен. Много с этим спорил, доказывал. 
Однако некоторое время назад вдруг понял: смена формаций, классовая борьба — это всё вторично. Самое лучшее доказательство — иное. 
 состоит оно в том, что… коммунизм утопичен.

Это не бага, это — фича. Самая главная и основная черта коммунизма.

Утопия, вообще говоря, это что такое? 
 Это осмысленная, осознанная мечта человечества об идеальном обществе. 
выражалась в самых разных формах, авторы строили самые разные 
модели идеального общества, однако эти общества все обладали одной 
неизменной чертой: они могли быть если не конечной точкой развития 
человечества, то тем, к чему имеет смысл стремиться, как к светлому будущему. 
Можно ли дойти при этом — вопрос второй. 
Главное, что каждый шаг — шаг на пути к свету.

Частная утопичная идея имеет свою утопию. Своё идеальное и стабильное 
окончательное состояние. Причём, весьма вероятно, отнесённое в 
бесконечность на оси времени — то есть, такое, к которому прийти вообще нельзя 
в обозримом будущем, но, тем не менее, можно помыслить себе то, что будет 
в конце этого пути. И это будет по внутренним ощущениям если не идеалом, то
 чем-то вроде. И к этому идеалу, что характерно, людей в регулярном порядке тянет.

Все утопии характеризуются именно этим: каждый человек в той или иной 
степени хочет их воплощения на бренной Земле. Не все верят в возможность
 оного воплощения, но все хотят. Не в каждой авторской детали, но в чём-то 
главном: чтобы человек человеку не волк, чтобы чувствовать сопричастность, 
чтобы жизнь наполнить смыслом, чтобы обрести не сиюминутную, но 
глобальную цель. Детали разнятся, но нечто общее везде присутствует. 
Все утопии в той или иной степени похожи и это их общее место наверно и 
составляет самую суть коммунизма.

Частные нюансы описания утопий можно считать элементом поиска этого 
общего. Они общее не всегда описывают в полном и окончательном виде, 
но по мере сил к нему приближают. И предлагаемые промежуточные 
реализации опять же ведут к желаемому, пусть не до конца ещё 
понятому финальному состоянию.

Коммунизм, очевидно, является разновидностью этого идеала.
 Всечеловеческое братство, снятие всех противоречий, не к этому ли 
стремятся люди? Даже критики в большинстве своём признают, 
что коммунизм (не тот, который ошибочно употребляют 
в отношении СССР послереволюционных времён, а тот, где живёт 
Алиса Селезнёва) — прекрасная идея. Но, добавляют они, несбыточная. 
Мы, дескать, были бы рады, но, увы. Человека не изменить. 
Поэтому будет капитализм — даже при всём его несовершенстве.

Однако возможна ли капиталистическая утопия? Видели мы хоть 
раз её описание? О нет, фигурирующее в книгах светлое будущее всегда 
является той или иной разновидностью коммунизма. Капитализм же 
видится только в виде антиутопии. Мрачных киберпанковских 
казематов, гиперболизацией расслоения и прочих ужасов 
ядерной войны. Любой же гипотетический капитализм, где прогресс 
достиг своей финальной точки, мгновенно обращается сознанием в 
коммунизм. Технологии позволили дать каждому всё 
желаемое? Отлично, зачем нам теперь деньги? 
Зачем нам класс капиталистов — если и так 
всего на всех хватает? Точнее, чем такой капиталист отличается от простого 
труженика

Властью? Окей, добро пожаловать в киберпанк. В антиутопию. 
Только в ней нынче не
 ради денег, а ради власти… Капитализм не имеет утопии и, таким образом, 
не имеет конечной цели. Его, скажем так, некуда менять.

Многие скажут, ну нет утопии, чего такого? Где гарантия, что из-за
 этого капитализм 
исчезнет, а коммунизм будет построен? А гарантия вот где.

Мысль об утопии людям, как мы знаем, присуща. Пусть даже не всем, 
пусть даже 
единицам. 
Но эти люди появляются во все времена. И одержимые мыслью о будущем, они 
жертвуют частью настоящего, что даёт им стратегическое преимущество 
над противоположным лагерем, который живёт настоящим и только им. 
Утописты 
раз за разом толкают всех 
остальных в сторону ими чаемого. 
И остальные не могут этому сопротивляться, поскольку откатить изменения назад 
— это вам уже не о сегодняшнем дне думать, тут стратегическая воля нужна, 
свой утопический 
вектор. Но капиталистическая утопия невозможна, вектора нет. 
Поэтому одержимому
 утопией 
условному Ленину неизменно будет противостоять условный Николай Второй. 
Живущий сегодняшним днём и коротающий этот сегодняшний день в
 стрельбе по воронам, не  смотря на то, 
что история наделила его императорской властью. 
Исход противостояния
 очевиден. Любой наперёд заданный рубеж на пути к утопии поэтому 
будет взят. 





Помешать этому можно лишь устранив человечество. Даже контроль
 над разумом
 не решит эту проблему, ибо он в этом случае должен быть тотальным, ведь и
 среди
 элиты, 
сохранившей право на свободу мысли, будут встречаться утописты. 
Тотальный же контроль над всеми и каждым непонятно кто будет 
осуществлять.

А раз любой рубеж будет взят, то это значит, что последовательность 
состояний 
человечества стремится к утопии, к некоторой форме коммунизма, в том 
смысле, 
в котором математические последовательности могут стремиться к 
своему 
пределу. Этот несбыточный «предел» может быть недостижим, как 
недостижима 
бесконечность на множестве действительных чисел, но 
последовательность 
таки к нему сходится.

Поскольку же в идее коммунизма нет ничего внутренне противоречивого, 
то это 
значит, предел на самом деле достижим. 
И он рано или поздно будет достигнут.

Светлое будущее неизбежно. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий