среда, 20 февраля 2013 г.

Происхождение человеческих желаний



Вообще, эта тема настолько обширно освещена в психологической
литературе, что можно посвятить этому тома книг. Мне бы не хотелось
заниматься пересказами чужих теорий, поэтому напишу лишь свою,
думается взвешенную версию.
Понятное дело, что она основана на изучении многочисленных источников
и может иметь с ними сходство. С другой стороны имеется куча материала,
до которого мне так и не удалось добраться.
По большому счёту человеческие желания происходят из инстинктов и
культрно — навязанных потребностей.
Объясню,коротко, о чём речь.
Инстинкты человека имеют под собой природное свойство человеческого
существа к выживанию в окружающей среде,как вида. К таким инстинктам
можно отнести: питание, размножение, защита от внешнего
воздействия.
На этом фундаменте построены все базовые человеческие желания. Об
этом очень хорошо рассказано в работах Маслоу. Есть даже такой термин,
пирамида Маслоу, где описаны все разнообразные человеческие
потребности.
А вот о культурно-обусловленных потребностях можно сказать
побольше.
Человек, живя и развиваясь в обществе, приобретает с возрастом огромное
количество разного рода штампов сознания или, как сейчас модно
говорить, клише. Они появляются при информационном воздействии одних
людей на других непосредственно или при помощи, каких-либо
технических средств воздействия.
Например, средством воздействия можно назвать произведения искусства,
фильмы, книги, газеты, журналы, рекламу — вообще, всё то обилие
информации, которое крутится в нашем мире.
То есть,если человеку часто показывать один и тот же ролик рекламы —
он рано или поздно захочет приобрести тот товар, что рекламируют. На
многих воздействие оказывает так называемая рекомендация знакомого
человека.
Не будем дотошно разбирать тонкости рекламного дела, но надо
осознавать, что эта индустрия создана как раз для того, чтобы
подстёгивать спрос на произведенную продукцию. В ней работает
множество психологов, которые на основании изучения человеческой
психики, делают рекламу наиболее сильно воздействующей на
подсознание, на инстинкты и рефлексы. 
В пределе, рекламная сфера подстёгивает спрос на товары или услуги.
Но культурно-обусловленные потребности это не только реклама.
Это и сложившиеся исторически формы межличностных,
межнациональных, межклассовых отношений.
Это например, выбор человеком религиозной конфессии, в соответствии с
господствующей в обществе идеологией. Кому и почему могут быть
выгодны религии, а также, как сохранить здравый смысл в наше время,
поговорим чуть позже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий