четверг, 26 июля 2018 г.

Самый полезный навык

В одном из интервью, отвечая на вопрос журналиста о том, какую суперспособность он себе хотел бы, Билл Гейтс однозначно ответил – читать очень быстро. Согласитесь, полезное умение. Именно так – умение. Нам неизвестно какую именно скорость основатель «Майкрософт» считает суперспособностью, но научиться читать быстрее под силу каждому. Вот некоторые упражнения для этого.
1

Подавление артикуляции

Артикуляция – это проговаривание текста при чтении. Она помогает придать прочитанным словам звуковое оформление и имеет свои плюсы и минусы. Плюсы: артикуляция позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как звучат слова. Она очень важна при чтении поэзии и художественной литературы.
Минусы: артикуляция замедляет чтение и не способствует быстрому пониманию смысла прочитанного. Очевидно, что когда мы проговариваем, пусть и про себя, каждое слово, это сильно замедляет процесс. Особенно когда речь идет о работе с текстами информационными. Увеличить скорость чтения можно, научившись подавлять артикуляцию и просто видеть текст, создавая в голове визуальные образы прочитанного.
Вот несколько упражнений, которые помогут справиться с артикуляцией:
  • Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попытайтесь проговаривать хорошо известные вам последовательности слов. Можно начать с произнесения про себя (или вслух) каких-либо звукосочетаний, которые обычно используют популярные исполнители песен: тра-та-та, ла-ла-ла и так далее. Одновременно с этим речитативом попытайтесь вникнуть в содержание текста, который читаете. Возьмите книгу попроще и тренируйтесь понимать смысл текста, мешая себе проговаривать его путем произнесения таких звукосочетаний. Также можно использовать различные пословицы, стихи, песни, скороговорки, главное, чтобы они делали проговаривание читаемого текста максимально неудобным и даже невозможным для вас. Если это сильно отвлекает от восприятия – считайте в уме 1,2,3,4…20.
  • Мешать артикуляции можно также воздействуя физически на сам речевой аппарат. Эффект этих упражнений, в отличие от предыдущих, достигается тем, что артикуляция во время чтения становится физически неудобной, и организм старается ее не использовать. Например, держите палец у губ, как будто вы хотите показать жест «тише». Если это упражнение не вызывает у вас трудностей, или наоборот, вам не удается избавиться от артикуляции предложенным способом, попробуйте выполнить различные модификации: зажать язык или карандаш зубами. Старайтесь, чтобы язык и губы не двигались при этом. Также можете попробовать контролировать язык, чтобы он не касался карандаша. Примечание. Если постоянно использовать только одно из предложенных упражнений, то вы привыкните выполнять его на автомате, что противоречит цели любого упражнения, предназначенного для избавления от артикуляции. Главное, поставить себя в положение, максимально неудобное, для проговаривания читаемого текста. Так что стремитесь разнообразить виды помех вашей артикуляции при чтении.
  • Во время чтения вы можете слушать спокойную музыку, следя за развитием мелодии. Идеально подойдет джаз, а также композиции с неравномерным темпом, которые помешают вам проговаривать текст. Для усиления эффекта вы можете также настукивать ритм музыки или про себя напевать мелодию. Некоторые специалисты по скорочтению (например, Олег Андреев) предлагают использовать даже специальные ритмы для подавления артикуляции. Однако стоит обратить внимание, что это упражнение подходит далеко не всем. Некоторые люди достаточно легко абстрагируются от звучания мелодии и просто не обращают на нее внимания, другие, наоборот, не могут читать при постороннем шуме.
  • Еще одним способом подавления артикуляции является следующий прием: быстро вести указательным пальцем под строкой с текстом, пытаясь при этом так же быстро читать его. На проговаривание в этом случае у вас просто не хватит времени. Нужно стараться прочитывать текст в таком же темпе, как и движение пальца. Для начала старайтесь читать несложные тексты, которые не требуют усиленной концентрации и максимально доступны для восприятия. Также лучше не увлекаться этим упражнением, а выполнять его только в тех случаях, когда другие упражнения не помогают. Злоупотребляя наблюдением за пальцем, двигающимся вдоль строчек, вы можете ухудшить свои зрительные навыки.
2

Зрительные навыки

Это следующий шаг в овладении навыком быстрого чтения. Необходимо учиться видеть не просто слова, а сразу строки, блоки текста. Одним из лучших инструментов для тренировок в данном случае будут известные таблицы Шульте. Детально прочитать о них и позаниматься вы можете по ссылке.
Еще упражнения для развития зрительных навыков:
  • Мысленно напишите все буквы алфавита, двигая только глазами. Кроме того, выполняйте некоторые стандартные упражнения для развития зрения: чередование наблюдаемых объектов от близкого к далекому и наоборот; частое моргание в течение 10-15 секунд; зажмуривание и последующее расслабление глаз. Обязательно делайте паузы при чтении, желательно, каждый час или даже полчаса. Старайтесь выбирать для чтения книги с широкими полями – так ваши глаза будут меньше уставать.
  • Для того чтобы научиться читать тексты вертикальным движением глаз (сверху вниз или чтение по диагонали), начните с простого. Попробуйте читать газеты и журналы с узкими колонками текста «сверху вниз», не используя движение глаз слева направо. Для этого также подойдут стихи, но лучше использовать детскую поэзию с простым сюжетом, чтобы вы могли читать тексты, не отвлекаясь на глубокую смысловую нагрузку. Кроме того, с помощью обычных текстовых редакторов, которые установлены на любом компьютере, вы можете любой текст оформить в виде колонки, после чего распечатать или читать на экране. Так же можно поступить и с нашим и любым другим сайтом, просто отрегулировав размер окна браузера таким образом, чтобы текст получился нешироким. Как только почувствуете легкость и сможете читать без артикуляции и вертикально, постепенно можете переходить к стихам и колонкам большей ширины или даже к книгам с узкими страницами.
3

Структурирование

Когда вы увеличите скорость своего чтения, то можете столкнуться с одной распространенной проблемой – усвоением прочитанного. Это нормально, ведь сейчас в ваш мозг поступает значительно больше информации за единицу времени. Чтобы лучше понимать то, что читаете, данные лучше всего структурировать.
  • Обычно текст на странице уже определенным образом структурирован. Речь об абзацах, как смысловых единицах письменной речи. Когда вы научитесь читать сразу блоками, абзацы будут указателями смысловой близости того, о чем идет речь.
  • Всегда определяйте цель чтения. При желании можно составить анкету, куда вам будет удобно вносить интересующий именно вас материал из книги. Не исключено, что в тексте может быть 99% не нужной вам информации, и всего 1% процент полезного материала, который нужно суметь грамотно вычленить из предложенного объема.
  • Есть еще одно полезное упражнение, позволяющее научиться находить необходимую информацию в тексте при быстром чтении. Для его выполнения необходимы две небольшие полоски бумаги длиной, равной высоте книжного листа. С помощью этих полосок необходимо закрыть первые и последние несколько букв или слов на странице, сузив ее таким образом. А читая оставшийся текст, нужно понять о чем там сказано. Если это упражнение дается вам легко, увеличьте скорость чтения или закройте полосками больше текста, и вскоре вы научитесь легко скользить по тексту, прекрасно понимая его смысл, как это делал Максим Горький.
4

Специальные тренажеры

У 4brain есть программа обучения быстрому чтению. Она проходит без скучной теории, с помощью специальных тренажеров и игр, которые развивают перечисленные выше навыки. Если готовы уделить время и серьезно поработать над увеличением скорости своего чтения и эффективного усвоения информации – пройдите этот курс

среда, 13 июня 2018 г.

От разговорах в «курилках» к классовой солидарности

Разговоры в «курилках» на предприятиях часто вертятся вокруг политики.
Именно «вокруг», потому что рабочий люд, не смотря на своё нынешнее приниженное положение в обществе, не желает не только изучать науку марксизма, но даже понять и отстоять свои классовые интересы.
В основном, всё понимание упирается в то, что «этот конкретный буржуй плохой, а вот другой - он «нормальный», платит больше, «не обижает».
Ещё часто происходит сотрясение воздуха перед телевизором, которое сопровождается ностальгией по СССР, с примесью уже привитого СМИ антикоммунизма. Как будто и  не было полученных бесплатно квартир, копеечного ЖКХ, пионерских лагерей и пансионатов для всех рабочих.
При этом, понимание, что у нас отнимают министры - капиталисты, растёт день ото дня, не глядя на бодренькие речи по «зомбоящику».
Вот, один с горечью замечает, как за неделю на 1,5 рубля выросла цена на бензин. И ездить ему на работу из соседнего города становится «ох, как не выгодно».
Второй печалится, когда видит, как вчера полученный аванс быстро испаряется с банковской  карточки, так как жена не может найти себе нормальную работу.
Третий сетует, каково иметь троих детей в лихое время капитализма в России.
А четвёртый, с сожалением, вспоминает те годы, когда был почётным работником и получал благодарности и ценные подарки от самого  министра.
Но когда ты начинаешь говорить за коммунизм, за классовые интересы, то видишь лишь усмешки, иногда горькие, иногда – вполне искренние. « Что, мол, несёт чудак: какой, на хрен, коммунизм?»
При этом отпор нападкам со стороны «буржуинства» всё-таки даётся.
Вероломное, бесцеремонное урезание оплаты в выходной, было отбито на 80 процентов.  Но…
Нашлись желающие поработать почти задаром, увы.  
Скажу прямо, отчаиваться не стоит. Ибо капитализм, в какие бы новомодные одежды он не рядился – сам, объективно, выращивает своего могильщика – пролетариат. И не важно: дворник это или станочник, крановщик или сварщик, шахтёр или докер, программист или грузчик – все мы пролетарии.
Объединить людей наёмного труда в класс – наша задача на данном этапе.
Объединить во имя чего?
  • Во имя выживания цивилизации на планете Земля и её экспансии в космос.
  • Во имя сохранения достойной жизни и благополучия всех, а не «избранных».
  • Во имя великого будущего для наших детей – коммунизма, где  свободное развитие всех, является залогом развития каждого. Где – каждый человек твой товарищ и брат.

Главные сражения труда и капитала – впереди! А пока – объединение на местах, кропотливая работа с коллегами, сплачивание в класс. Вперёд, товарищи!

06.06.2018                                              город  Архангельск

пятница, 18 мая 2018 г.

Совсем скоро люди со знаниями «как у всех» станут лишними

Будущее уже здесь, и учить детей в нем должны те, у кого мозги еще «не залеплены пластилином», считает психолингвист и нейробиолог Татьяна Черниговская.
Современных детей стоит учить тому, как тренировать память, удерживать внимание, как классифицировать информацию и где искать ту, которой можно верить, как вести себя в ситуации бесконечного стресса и цейтнота, убеждена профессор СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, руководитель лаборатории когнитивных исследований, доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская.
Какие вызовы готовит человечеству искусственный интеллект, и как должно отреагировать образование
Компьютеры научились играть в шахматы и го. Казалось бы, что с покером такая шутка не пройдет, отмечает Черниговская. «Способность блефовать, poker face — все это сугубо человеческое. Но вот пожалуйста: создана программа Libratus, которая разнесла в пух и прах четырех профессиональных игроков. И дело здесь не в играх. Искусственный интеллект приобрел черты не только алгоритмические. То есть, роботы на самом деле вторгаются на нашу территорию», — подчеркнула она.
По словам ученого, мы уже находимся в другой цивилизации. «Не стоит делать вид, что искусственный интеллект — это где-то в будущем. Будущее уже здесь. То, на что раньше уходили тысячелетия, потом столетия, потом десятилетия, сейчас занимает месяцы, часы и дни. Мы разогнались, и летим с большой скоростью. Наш мир — текучий, нестабильный, гибридный. Это другой мир, не тот, в котором мы жили еще пять лет назад. И это необратимые перемены, которые имеют глобальное значение. Мы просто должны это осмыслить», — считает ученый.
«Мир стал нечеловекомерен. Появились величины и пространства, в которых мы не живем: наносекунды, нанометры. Но все это уже влияет на нашу цивилизацию, и мы должны знать, как в этом мире жить, что нам делать, какое получать образование», — считает нейробиолог.
Интернет вещей, самоорганизация сетей: цифровая реальность начинает быть игроком на поле эволюции. По словам Черниговской, она становится признаком отбора. «Если я умею всем этим пользоваться, не просто на кнопочки нажимать, а по-настоящему разбираюсь, я попадаю в одну категорию людей. А если только блины умею жарить — в другую», — отмечает Черниговская.
Как в этом новом мире жить? По словам эксперта, человечеству еще очень о многом предстоит договориться. «Когда системы дополненной реальности способны создать полный эффект присутствия, как не потерять базовые представления о том, в каком на самом деле мире мы находимся?
Как научить роботов принимать сложные решения? Внутри цифрового мира такие категории как мораль и право имеют совершенно другие конфигурации. Например, беспилотник сбивает пешехода. Кто за это отвечает? Или машина встает перед выбором, который есть, пожалуй, в каждом учебнике психологии: повернешь направо — собьешь пять человек, повернешь налево — одного человека. Куда ей сворачивать? Решение должно быть заложено в машину изначально. То есть, мы сразу должны запрограммировать моральные категории. Как это сделать? Кто должен принимать такие решения?
Допустим, мы все отдадим на откуп механизмам. А чем сами займемся? Рассказы о том, что люди, освободившись от рутины, начнут писать сонеты, вызывает у меня улыбку. Праздная цивилизация! Уже и термин такой появился „лишние люди“ — люди, которым нечего делать.
Для нашей цивилизации действительно настало время остановиться и подумать: мы куда попали? Мы не сможем переварить эту цивилизацию, если у нас не будет серьезных внутренних ориентиров. Мы очень о многом должны подумать. И сделать из этого очень много практических выводов. Например, как мы должны учить детей, как должны выглядеть университеты?», — отметила Черниговская.
«На первом курсе у нас преподавала одна дама. Она приходила на занятия с желтой брошюркой, которую сама же написала, открывала ее и начинала читать вслух. Каждый раз я чертовски злилась. Конкурс на поступление — 30 человек на место. Если я прошла, то уж, наверное, я умею читать. Зачем мне ехать на другой конец города, чтобы услышать, как преподаватель читает книжечку, если я могу прочесть ее самостоятельно за полчаса, лежа на диване?
Преподаватель или учитель, который просто приходит излагать знания, не нужен. Эти знания добываются другим образом.
Я уверена: то, чем мы занимаемся, это вирус, зараза. Нам нужно просто их заразить. Им почему-то должно стать интересно то, что мы предлагаем. Если им не интересно, нечего тратить на это время и деньги — пустое дело!
Преподавать должны люди, которые не просто доносят какую-то информацию, но объясняют, комментируют, провоцируют, вызывают на диалог, возбуждают протест. Это должны быть люди, у которых мозги еще не залеплены пластилином», — считает Черниговская.
По словам эксперта, если открыть черепную коробку, вряд ли там можно увидеть, где лежат существительные, где — прилагательные. Но если есть люди, которые после инсульта помнят глаголы, но не помнят существительных, — значит, такое разделение есть.
«Если бы мы узнали, как мозг на самом деле работает с информацией, это бы перевернуло все наше образование. То, что оно больше не может идти так, как оно идет, — очевидная вещь. Может, детей стоит учить тому, как „держать“ память, внимание, как классифицировать информацию, как добывать ту информацию, которой можно верить, как вести себя в ситуации бесконечного стресса и цейтнота. Как не бояться сказать, что думаешь, даже если твое мнение не совпадает с общепринятым? Ведь разве не это — путь к открытиям?
Нам не нужны все эти люди, которые заканчивают университеты и школы с теми знаниями, которые и так у всех есть. Нужны люди с открытым сознанием, у которых открыты глаза, уши, нос принюхивается. Нужны мозги, не залепленные пластилином. И задача образования — развивать эти мозги дальше, а не придушить их поскорее», — заключила Черниговская. Источник: https://vk.com/@richard_dawkins_sam_harries-sovsem-skoro-ludi-so-znaniyami-kak-u-vseh-stanut-lishnimi